ДЗЕН-БУДДИЗМ И ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

Среди современного поколения необыкновенно популярны восточные «мудрецы»: индийские гуру, тибетские ламы, японские учителя дзен-буддизма и т. п. наставники восточных религий, которые уже становятся «местными» и в нашей стране вслед за Западом, давно плененным ими. В последние времена эти явно враждебные христианству учения стали старательно скрывать свою враждебность, заменяя терминологию, говоря о единых целях всех религий, внушают всем, что разногласия между верами только внешние, суть же их одна, все они истинны и должны обогащать одна другую, а не отрицать.

Коротко рассмотрим здесь основные черты распространенных ныне учений, учитывая то, что они могут каждый день переменять термины и некоторые формы обрядности, переменять свой вид и цвет, как хамелеоны, подстраиваясь под дух времени, лишь бы соблазнить большее число душ, — суть же и цель всех этих «духовных» сетей и ловушек всегда одна: увести человека от познания Истинного Бога, от покаяния, любыми лжами достичь прелестного «покоя» и безблагодатного «блаженства», усыпить и успокоить совесть без исповедания грехов, отвести от переживания, осознания своего падшего состояния, сокрыть истинное болезненное положение души, — создать иллюзию «духовного» и физического здоровья, счастья, на самом же деле оставляя человека в состоянии обреченности на вечную смерть. Все эти учения есть духовный наркоз, который не лечит, но отнимает чувство боли (а ведь боль есть напоминание уязвленного организма о своей болезни, прошение его о врачебной помощи, не будь ее — болезнь оставалась бы не замеченной и развивалась бы беспрепятственно).

Восточные религии внушают человеку больному, что он здоров, пробуждают в нем веру в свое совершенство и божественность, питают его гордыню, по действию злых духов щедро одаривают его самыми изысканными и приятнейшими «духовными утешениями», «видениями», переживаниями «блаженств», «покоя», «мира» и «бесконечности». Все это способствует широкому распространению этих верований.

Вступающий на путь подобных религиозных опытов вскоре начинает ощущать на себе их явное действие, видит в себе многие изменения «к лучшему» — как ему кажется, он становится спокоен, уверен в себе, бодр, даже радостен, примирен с ближними и т. п. Но все это плод глубокой прелести, весь этот дворец выстроен на ложном основании, на песке гордыни, самоупоения, лести себе, на обожествлении самого себя. Но этого обманутый человек никак не захочет принять, он видит только то, что эти упражнения «действуют», и действуют «прекрасно» — значит, «они хороши и истинны».

ДЗЕН-БУДДИЗМ

Дзен-буддизм очень сходен с техникой индийской йоги, из которой он изначально и произошел. Здесь есть те же позы, методика дыхания, повторение священного имени в сочетании с другими приемами, своеобразными и свойственными только дзену. Цель этих приемов точно такая же, как и в йоге: исключить рациональное мышление и достигнуть состояния спокойной безмолвной медитации, проникнуть в «центр собственного существа», в «лишенное образов и звуков созерцание», в «глубокое и прекрасное царство психический жизни», в «глубокую внутреннюю тишину». Достигнутые таким образом ощущения несколько напоминают ощущение наркомана.

В наш больной век становится возможным и такое противоречивое явление, как «христианский дзен». Его проповедники говорят об обновлении христианства, они лепят к своему учению наставления православных отцов-подвижников, говорят, что и они ведут также к состоянию «созерцательного безмолвия и покоя», рекомендуют желающим повторение Иисусовой молитвы во время дзеновской медитации…

Какое множество в сегодняшнем мире введенных в заблуждение, искренне считающих себя пророками, несущими собратьям своим благо, не догадываясь, что влекут их к психической и духовной погибели!

Из всех современных восточных учений дзен, возможно, самое интеллектуально-изощренное и духовно-трезвое учение: его идеи о сочувствии и о любви к «космическому Будде», быть может, самый высокий религиозный идеал, которого может достигнуть человеческий разум без Христа. Его трагедия в том и заключается, что в нем нет Христа, а значит — нет спасения, и сама его изощренность и трезвость очень эффективно препятствуют его последователям искать спасения во Христе.

Дзен фактически не имеет теологического фундамента, он опирается на «опыт» и таким образом впадает в то же самое заблуждение, как и индуизм: «если нечто действует и приносит «мир» и «гармонию» — то, значит, оно истинно и хорошо!» Дзен обращается к так широко распространенной тонкой гордыне тех, кто полагает, что может сам себя спасти, и поэтому не нуждается ни в каком спасителе, кроме самого себя.

В последнее время уже появляются новые дзен-буддистские монастыри, где очень серьезно и глубоко изучают эту религию. Даже обсуждение «духовных» вопросов между молодыми дзен-монахами своим серьезным и эрудированным характером удивительно напоминает дискуссии между серьезными молодыми православными мирянами и монахами, воззрения их выглядят убедительно искренними. Такой дзен-буддизм сегодня дает почти все, что может пожелать молодой религиозный искатель наших дней, — за исключением Христа, Истинного Бога, и вечного спасения, которое лишь Он один может даровать.

Как уже говорилось, конечная цель распространения в наши дни восточных культов — создать универсальную религию. Дзен, видимо, должен сыграть здесь немалую роль. Итак, пусть нам послужит предостережением: религия будущего будет не просто культом или сектой, но могучим и глубоким религиозным течением, которое будет абсолютно убедительно для ума и сердца современного человека. Можно привести множество других примеров восточных культов. Каждый год приносит перелицовки старых культов. Но сказанного, думаем, достаточно, чтобы понять, что кришнаизм, различные виды медитаций, йоги, разные «мирские культы самосознания» и многое множество их разновидностей — все эти движения и поиски «духовности» не имеют ничего общего с христианской традицией, но являются продуктом восточных языческих религий и современного спиритизма. Поэтому православным христианам категорически запрещается соприкосновение с ними! Нарушение этого запрета крайне пагубно, так как такие «духовные переживания» и таинственные «прекрасные ощущения», которые дают эти разнообразные медитации, — это вступление в «космические духовные области», где глубинные стороны человеческой личности вступают в контакт с настоящими духовными существами — демонами, падшими духами, которые всегда, как рой ос, вьются вокруг человека, ища его преткновения. «Посвящение» в опыты духовного мира вовлекает человека в нечто неподвластное сознательному контролю его воли, человеку уже чрезвычайно трудно выпутаться из сети нежелательных психических переживаний.

Такое «новое религиозное сознание» становится врагом христианства, который намного могущественнее и опаснее всех ересей прошлого. Поначалу «духовные» опыты восточных культов как будто добры или «нейтральны», но затем преподавателями их совершается закономерный переход к опытам странным и пугающим, в конце концов приобретающим несомненно демонический характер. Даже чисто физическая сторона таких психических учений, как йога, таит в себе опасность, так как они предрасполагают человека к психическим настроениям и опытам, которые являются первоначальной целью йоговских упражнений, из которых они и происходят.

ВОСТОЧНЫЕ ЕДИНОБОРСТВА

Примерно то же самое можно говорить и о таких ныне весьма распространенных восточных школах, как карате, кунфу, дзюдо и т.п., где также под видом спорта, упражнений для развития в себе каких-то скрытых возможностей — телесных и психических — на самом деле идет серьезная духовная обработка личности человека, затрагивающая самые глубины его души и сердца.

Конечно, и здесь сам учащийся не понимает глубинного смысла всех тех экзотических действий, слов, поз, криков, которыми сопровождаются все эти упражнения. Многие из современных «христиан» возмущаются, когда священник от них начинает вдруг требовать категорически оставить подобные занятия, они не видят ничего нехристианского в карате, кунфу, йоге и т.д. «Ведь это всего лишь древняя мудрость, наука древних о совершенствовании наших телесных и душевных возможностей…» Что отвечать на такие заявления?! Мы, христиане, знаем только одну истинную науку о совершенстве, также и науку о нашем падшем и расстроенном состоянии, знаем и подробнейшее учение о всех сторонах жизни (и внутренней и внешней) — это есть учение Христово, всегда обильно и щедро распространяемое и громко провозглашаемое святой нашей Церковью.

Чему учат перечисленные «спортивные» занятия? Это ясно каждому, если перестать врать себе: убивать или же жестоко калечить своего противника голыми руками! Тут опять начинают обычно спорить, утверждают, что это «искусство обороны», o том, что первым каратист или кунфуист не нападет на человека и т.п. При всем при этом в состав упражнений входят вещи, которые должны бы вызывать «легкий» ужас у смиренного христианина, воспитанного на заповедях евангельских и обучающегося тому, чтобы достичь кротости, незлобия, любви к врагам, и тому, чтобы подставлять бьющему под удар лицо: так, кунфуист упражняется над тем, чтобы, например, молниеносно нанести удар сопернику и, двумя пальцами руки пронзив грудь его, вырвать из нее сердце. При «совершенном развитии телесных возможностей» это проделывается столь мгновенно, что убитый падает замертво, даже не поняв, что произошло.

При этом ударе убийца должен прежде сосредоточиться на некотором таинственном источнике энергии, или сил «кими» (он находится где-то в области чрева), которая — по учению некоторых школ — и дает таковую сверхчеловеческую силу удару и перетекает при нанесении его на противника (о происхождении этого источника ничего не говорится).

При ударе каратист или кунфуист издает страшный вопль, который будто бы дает возможность сконцентрировать эти внутренние силы (если прислушаться к такому воплю и попытаться подобрать соответствующий ему оттенок настроения, то наиболее всего он напоминает вырывающийся на свободу сгусток сконцентрированной ненависти, которая, как яд змеи, долгими тренировками складывается в какой-то мешочек под сердцем у такого человека). При этих уроках часто ученику предлагается делать нечто напоминающее те восточные религиозные ритуалы, о которых говорилось ранее: становиться на колени и складывать в таинственной позе руки, при этом происходит опять же что-то вроде медитации, многое также таинственное и не понимаемое самими учащимися должны они проделывать со своим телом и душою.

Что же на самом деле происходит при этих занятиях? — Думаем, что здесь происходит призывание в себя, в свое тело нечистого духа — беса, силой которого и совершается действие крайне мощное и превосходящее человеческие возможности. Беда в том, что большинство людей в наши дни мало знакомо с истинным учением о падших духах и явно не принимает всерьез как существование этих духов, так и их способностей. Нам же, православным христианам, из подробнейшего учения и разъяснения наших святых отцов Церкви хорошо известно не только то, что злые духи легко приходят на всякий зов к ним, но и то, что они имеют способность проявлять великую физическую силу, могут легко передвигать любые тяжести, творить великие знамения и чудеса. Многим из нас и из житейского опыта известно, какую силу иногда дают бесы так называемым «одержимым», бесноватым — людям, в которых вселяется и начинает над ними властвовать злой дух, — как иной раз хрупкую с виду женщину, одержимую бесом, не могут удержать шесть-семь здоровых мужчин (например, во время отчитки в церкви) или как такие люди рвут крепчайшие веревки и цепи, которыми их связали.

Итак, серьезно задумавшись об этом, необходимо поспешить изгнать из своего сердца всякие симпатии к такого рода «мудрости древних», отшатнуться от всего этого мрака, всю свою жизнь — и внутреннюю и внешнюю — очистить от всякого такого демонического влияния, близким людям говорить, предостерегать их от подобного заблуждения. О причастности своей к подобным языческим культам (хотя бы и давно было и прошло это увлечение) обязательно нужно принести покаяние — исповедовать этот грех!

Архимандрит Лазарь Абашидзе